Гацалов: "Готовлю себя к большой драке"

Новости / 28 марта 2007, 15:35
Победа российской сборной на прошедшем в Красноярске Кубке мира еще более значима ввиду того, что была добыта, по сути, экспериментальным составом. Травмы не позволили выступить на турнире нескольким выдающимся отечественным борцам, места которых заняла молодежь. Олимпийский чемпион Афин-2004 Хаджимурад Гацалов, одержавший в Красноярске победы во всех трех поединках, в свои 24 года выглядел в команде настоящим ветераном.

ДИКТАТА НЕ ПРИЕМЛЮ

Гацалов- На мой взгляд, сборная выступила не просто хорошо - блистательно, - начал Гацалов. - Ведь в нынешнем составе было всего два первых номера, остальные места закрыла молодежь, и как закрыла! Нами были всухую обыграны грузины и украинцы, а это уже немало значит. Да и в финале мы боролись весьма уверенно.
Своим выступлением я также остался доволен, учитывая тот факт, что поначалу в качестве участника Кубка мира не рассматривался. И лишь незадолго до начала турнира тренерский совет во главе с Дзамболатом Тедеевым принял решение о моем включении в сборную. Перед Красноярском я провел с командой всего один сбор, не успев набрать максимальных кондиций. Однако Кубок мира проходил дома, в России, и подвести зрителей не мог.
- Не опасаетесь ли конкуренции со стороны молодежи?
- Отнюдь не исключаю того, что меня могут потеснить. Незаменимых людей нет. Однако тот, кто захочет это сделать, должен доказать, что он к этому готов. Перспективной молодежи очень много, но ребятам еще только предстоит реализовать себя. При том, что порой даже из мало-мальски серьезного сопротивления, которое оказывает новичок более титулованному борцу, раздувается целая история. Так было и со мной, когда в финале международного турнира в Ташкенте мне составил конкуренцию один молодой борец. Я тогда не был как следует готов, получил куда более сложную, чем у него, турнирную сетку и к финалу еле передвигал ноги. А он уперся и дал мне настоящий бой. Так сразу раздались голоса: ах, посмотрите, какой парень, как он отборолся против Хаджимурада!
- Быстро ли вы поняли, что быть олимпийским чемпионом гораздо сложнее, нежели рядовым борцом?
- Сразу же после афинских Игр. Я много слышал о том, что против лидера всегда настраиваются по-особенному, а тут почувствовал это на собственной шкуре. До Олимпиады-2004 меня ведь толком никто не знал. Когда отправился в олимпийском году на чемпионат Европы и победил там, все посчитали так: на кураже пацан выиграл.
- А потом были победные для вас Игры, на которых вы к тому же выступали в "чужом", более тяжелом весе.
- Да. С той поры против меня готовятся персонально. Поэтому нам с наставником Владиславом Цебоевым пришлось многое переиначить в тренировочном процессе, добавить в арсенал новые технические приемы.
- Ваш взлет на вершину получился стремительным. Звездная болезнь обошла стороной?
- Сложные моменты случаются в карьере любого спортсмена. Были они и у меня. Стоило чуть изменить отношение к тренировкам, это сразу стало видно моим близким и тренеру. Когда ты выигрываешь и твое имя гремит на весь мир, трудно не поддаться эйфории. Сам человек этого не осознает, ему кажется, что он остался самим собой, прежним. Но со стороны-то виднее. В тот момент мне здорово помогла семья, было проведено немало бесед.
- Насколько жесткими получались те разговоры?
- Стараюсь поддерживать со всеми такие отношения, что по-настоящему жестко со мной могут разговаривать только отец и старшие. Вообще я не приемлю диктата. Мне больше по душе диалог, когда мне объясняют ситуацию - и мы совместными усилиями пытаемся найти лучшее решение.

СТАРШИЙ СЫН УЖЕ КЛЯНЧИТ БОРЦОВКИ

- Наступил момент, когда любой турнир рассматривается сквозь призму будущей Олимпиады в Пекине. С какими мыслями вы подходите к своим вторым Играм, на которых вам предстоит отстаивать звание сильнейшего?
- Одно знаю определенно: эта Олимпиада будет гораздо сложнее предыдущей. Уже сейчас готовлю себя к большой драке. Настраиваюсь не на борьбу за путевку в Пекин, а только на победу. Главной задачей будет не дать соперникам ни единого шанса. Кстати говоря, подготовка к Олимпиаде уже идет полным ходом. Мы с Цебоевым разработали специальную программу, которая позволит мне подойти к Пекину-2008 в оптимальной форме. Как бы мне сложно ни было, я должен принести золотую медаль республике, моим близким и всем россиянам.
- Что самое сложное в подготовке?
- Сохранять полную концентрацию. Олимпийских чемпионов ведь постоянно куда-то приглашают, зовут, соблазнов множество. Приходится отказываться.
- В политику тоже звали?
- Да куда только не звали. И бизнесом заняться, и в шоу принять участие. Но я пока не хочу засорять этим себе голову.
- Как вы относитесь к тому, что ваши коллеги греко-римцы Хасан Бароев и Вартерес Самургашев активно пробуют себя в шоу-бизнесе?
- В том, чем занимаются ребята, ничего дурного не вижу. Допускаю, что это для них - своеобразная разрядка. Главное, чтобы они не забывали, откуда вышли и благодаря кому достигли своих высот.
- Правда, что вы равнодушны к алкоголю?
- Да. Я по-другому отдыхаю. Недавно у меня родился четвертый ребенок (у Гацалова теперь двое сыновей и две дочери. - Прим. С.Б.). Обожаю с детьми возиться. Лучшего отдыха, чем побыть вместе с ними, для меня не существует.
- Самому пеленки менять приходилось?
- Если супруга чем-то занята, а ребенок плачет, то, разумеется, я не буду стоять в стороне. И пеленки поменяю, и помогу чем могу. Но если ребенок вдруг просыпается ночью и плачет, жена уходит с ним в другую комнату, понимая, что мне нужно как следует выспаться перед завтрашней тренировкой. В этом смысле у нас с женой полное взаимопонимание.
- Сложно жить в отрыве от семьи?
- Я уже привык. Скучаю по дому, а что поделать? Спортивный век короток: если сегодня что-то упущу, уже не догоню. Вот когда закончу бороться, а случится это лет через 5 - 6, полностью переключусь на семью.
- Вы женились довольно рано - в 19 лет. Это был осознанный поступок?
- Да. Я чувствовал потребность в своем доме, очаге. Детей очень сильно люблю, это настоящая радость в жизни. Мне хватает побыть с ними полчаса, чтобы весь негатив ушел.
- Дети с вас, наверное, не слезают?
- Ага. Уже боремся вовсю со старшим. Ему три с половиной года, а он уже клянчит у меня экипировку - борцовки, трико.
- А если он захочет бороться на серьезном уровне?
- Нужно, чтобы он сам к этому пришел. Из-под палки заставлять его тренироваться не собираюсь ни при каких условиях.

ПРИБЫТЬ НА СБОР СЧИТАЮ ДОЛГОМ

- Собираетесь ли вы выступать на апрельском чемпионате Европы?
- Нет. Но на общекомандный сбор в Адлер поеду обязательно. Только там можно нормально готовиться: обстановка этому способствует, режим, правильное питание.
- Не секрет, что не все настолько трепетно относятся к пребыванию на сборах вместе с командой. Раз вы пропускаете первенство Европы, то, получается, будете в качестве спарринг-партнера готовить своих же конкурентов?
- (После паузы.) Приехать на сбор я считаю своим долгом. В первую очередь буду готовить самого себя, но и про партнеров по сборной не забуду. Если мы не станем помогать друг другу, от кого еще дождемся поддержки? В сборной существует негласный закон: на первых номеров работает вся команда. Когда человек, отправляющийся на крупный международный турнир, просит тебя поработать с ним, отказывать нельзя. Об этом нам и Дзамболат Ильич (Тедеев - главный тренер сборной вольников. - Прим. С.Б.) все время твердит.
- В одной только российской сборной целая россыпь талантов во всех весовых категориях. Столкновение интересов и характеров в такой ситуации неизбежно. Как вам удается улаживать конфликты внутри команды?
- Сложный вопрос. Каждый хочет быть первым, это естественно. Однако в сборной выстроена четкая система отбора. Если чемпионат России выигрывает новичок, ему предоставляется возможность поехать на международный турнир. Если он и там показывает себя с лучшей стороны, его посылают на чемпионат мира. Если же он проигрывает турнир, то тренеры должны выбирать между ним и более титулованным борцом в этом же весе, который, допустим, к национальному чемпионату подошел не в лучшей форме и оттого уступил. По-моему, эта система объективна и позволяет избежать разжигания ненужных страстей.

Сергей Бутов, "Спорт Экспресс"