"Чемпионы на экспорт"

Новости / 2 октября 2006, 15:47
Мужской турнир борцов вольного стиля завершился вчера победой олимпийского чемпиона Хаджимурада Гацалова в категории 96 кг и серебром Курамагомеда Курамагомедова (120 кг), проигравшего в финале Артуру Таймазову из Узбекистана.
Золото Гацалова на мировых чемпионатах стало в его карьере вторым. Даже странно - человек, выигрывавший с момента своего появления во взрослой сборной все международные турниры (исключением стал лишь прошлогодний чемпионат Европы), с такой же регулярностью уступал в чемпионатах России своим соотечественникам. Один раз - Сажиду Сажидову, когда сам Хаджимурад боролся в категории 84 кг, второй - Адаму Сайтиеву.
Возможно, у кого-либо победа Гацалова в Гуанчжоу и вызывала сомнения, но только не у него самого.
- Я выхожу на ковер побеждать, - без всякого пафоса сказал он после награждения. - И настраиваю себя именно на это. Что бы ни произошло в ходе схватки, настроя это не меняет.
Будь иначе, за Гацалова, наверное, можно было бы поволноваться. На первой же минуте поединка Георгий Гогшелидзе из Грузии выбил россиянину зуб. Забрал в захват его голову, а судья по какой-то причине дал свисток не через 10 - 15 секунд, как предписывается правилами, а значительно позже. И когда схватка все-таки была приостановлена, зуб уже существовал отдельно от хозяина.
Это никого не удивило. В борцовских кругах Гогшелидзе успел заработать незавидную репутацию. Весной на чемпионате Европы в Москве в первом же поединке - как раз с Гацаловым - он едва не вырвал тому глаз. Поговаривали, что грузин любит баловаться малодостойными, по турецкому примеру, приемами - мазаться перед схватками маслом. Может, оно и не так, но, когда репутация оставляет желать лучшего, любая деталь или домысел невольно ложатся в ту же "кассу".
Впрочем, Гацалову на это было наплевать. Таких спортсменов, как он, лучше вообще не злить. Разозлил, например, его в четвертьфинале кубинец Мишель Батиста - полез чрезмерно активно атаковать в начале второго периода, - и тут же получил на всю катушку. Именно после этого Гацалов, по его собственным словам, "начал бороться всерьез". Насчет Гогшелидзе сказал: "Понимаю, что на ковре от соперника не всегда приходится ждать благородства, но есть вещи, которые не забываются и не прощаются".
Финал с участием этих борцов продлился три периода (в первом при равном счете победа была отдана Гогшелидзе за то, что последнее результативное действие осталось за ним), но уже во второй двухминутке стало очевидно, что олимпийский чемпион соперника морально подломил. И окончательно сломал в третьем, после чего даже задержали награждение - Гогшелидзе пришлось откачивать прямо у помоста с помощью врачей-реаниматоров.
Комментарий чемпиона был краток:
- Я доволен. Все позади, задача выполнена. Не могу сказать, что был стопроцентно готов к чемпионату. Незадолго до него травмировал кисть, так что пришлось набирать форму в ходе соревнований.
Курамагомедов был доволен уже тем, что попал в финал. Супертяжелая категория была ослаблена отсутствием действующего чемпиона мира турка Айдина Полачи (он решил передохнуть, перед тем как начать подготовку к Пекину) и серебряного призера прошлогоднего мирового первенства кубинца Валеры Родригеса - того дисквалифицировали за какие-то нарушения по личной просьбе (как утверждают в борцовских кругах) Фиделя Кастро. Россиянину противостоял фаворит этого веса олимпийский чемпион Афин Артур Таймазов, и шансов победить у Курамагомедова было немного. Возможно, поэтому настрой борца на борьбу оставлял желать лучшего.
В первом же периоде схватки российский борец заступил за ковер и, вместо того чтобы собраться, вдруг прямо с помоста стал пререкаться с узбекскими тренерами, убеждая их в том, что судья, мягко говоря, жулик, а заступа не было. Видимо, Таймазова он тоже разозлил: тот легко выиграл и второй раунд.
В целом же итог турнира получился на славу: Россия одержала победу в командной борьбе.
Когда соревнования завершаются столь триумфально, это невольно отодвигает на второй план все предыдущие неудачи. И все-таки хочется поразмышлять: так ли хорошо обстоят дела в очень "российском" виде спорта за два года до Олимпийских игр?
Логичнее, наверное, было бы подождать год и там уже прикидывать соотношение сил. Однако есть некоторая тонкость: следующий, предолимпийский чемпионат мира для России будет почти домашним - пройдет в Баку. А вот нынешний проводился в самых что ни на есть боевых условиях. Экстремальных. Какой, собственно, и станет для нас Олимпиада-2008.
Две золотые медали из трех, завоеванных россиянами в Гуанчжоу в вольной и греко-римской борьбе, были добыты в больших весах - 120 (Хасан Бароев) и 96 (Гацалов). Выиграть заключительный вид вольникам не удалось, хотя российские тренеры на это надеялись. Тяжеловесы, конечно, товар штучный, но именно ими наша страна всегда славилась особо. Подозреваю, что, когда FILA (Международная федерация борьбы. - Прим. Е.В.) задумывала ограничение максимальной категории до 120 кг, это подразумевало своего рода заслон лавине российских побед. Но даже в таких рамках выбор остался велик. Настолько, что многие спортсмены - вплоть до сильнейших - стали, словно глубоководные рыбы, искать "где лучше". Впрочем, не только они.
В Гуанчжоу был налицо целый букет примеров. Экс-россиянин, чемпион Европы-2003 Сергей Артюхин, занявший третье место в турнире греко-римских супертяжей, представлял Белоруссию. Второй известный российский борец этой категории, Юрий Патрикеев, намеревался выйти на ковер под армянским флагом, но в самый последний момент ему не позволили - не истек срок "карантина". "Вольник" Руслан Кокаев стал чемпионом Европы-2004 (74 кг) как россиянин, а в Гуанчжоу выступал уже как армянин. Та же история - с российским бронзовым призером чемпионата Европы-2003 в категории 84 кг Вадимом Лалиевым. Чемпион мира-2001 Гогшелидзе еще два года назад имел в качестве основного российский паспорт. А Таймазов, хотя и выступает за Узбекистан уже шесть лет, но заделался гражданином этой страны исключительно для того, чтобы получить гарантированную возможность выступить на Играх-2000 в Сиднее.
Когда в четверг золото в категории 74 кг получал Ибрагим Алдатов - фантастически одаренный и столь же невероятно прогрессирующий борец, выступающий за Украину, - для одного из тренеров российской сборной, судя по его лицу, этот факт был чуть ли не оплеухой. Еще не зная о недавнем российском прошлом чемпиона, я поинтересовалась причиной столь болезненной реакции и услышала:
- Если у вас в сумке лежат деньги, вы станете выбрасывать их на дорогу? Так почему же мы так бездумно разбрасываемся национальным достоянием?
Бесспорным лидером по разбазариванию национальных борцовских талантов последние десять лет однозначно считалась Армения. На одном из недавних мужских мировых первенств армянские борцы выступали за 18 стран, включая свою собственную. В Гуанчжоу - за 12. Но внутри страны перемены все-таки произошли: армяне стали покупать потенциально медальный живой товар оптом. Перечисленные выше фамилии - яркая иллюстрация.
Понять подобный парадокс несложно. После распада Союза и одновременно всего социалистического лагеря многие страны обнищали до такой степени, что у них просто не оказалось другого выхода. На чемпионате мира-1999 по тяжелой атлетике легендарный болгарский тренер Иван Абаджиев рассказывал мне, что в стране было решено продать целую сборную штангистов вместе с тренерами в богатый Катар, чтобы за вырученные деньги обеспечить тем, кто остался, возможность нормально готовиться к Играм в Сиднее.
В России положение дел еще парадоксальнее. Для того чтобы не растерять традиции, Российская федерация борьбы во главе со своим президентом, олимпийским чемпионом Сеула Михаилом Мамиашвили, предпринимает титанические усилия. Нашли возможность выплачивать ведущим спортсменам и тренерам дополнительные, помимо государственных, стипендии, возвращают в страну уехавших ранее специалистов. Именно таким образом в не столь давние времена в сборную вернулся и стал работать с "вольниками" олимпийский чемпион Анатолий Белоглазов, а сейчас - для усиления тренерского штаба женской команды - возвращается из США его брат-близнец Сергей. Из Турции (где он был главным тренером) уже приехал и работает с юношеской сборной двукратный чемпион мира Ислам Дугучиев. Но при всем при этом ситуация со спортсменами каким-то образом явно вышла из-под контроля: все вышеперечисленные борцы, за исключением Таймазова, завязали с российским прошлым в течение последних четырех лет.
В Гуанчжоу стало очевидно, что сложившаяся ситуация невольно накладывает на тренеров российской сборной дополнительную ответственность за стабильно высокий результат. Сами подумайте: кому пришло бы в голову жалеть о переходе под украинские знамена Алдатова, если бы в Гуанчжоу не "прокололся" Бувайсар Сайтиев? А так - появилось и с чем сравнивать, и по какой причине кусать локти.
Уезжать, менять спортивное гражданство, получая таким образом возможность пробиться на крупные соревнования, спортсмены, естественно, будут. Слишком коротка спортивная жизнь, чтобы тратить годы в ожидании своего шанса попасть в сборную, при том что в целом ряде государств этот самый шанс тебе протягивают на блюдечке с голубой каемочкой. В годы выступлений того же Александра Карелина, если вспомнить, исчезло, ни разу не пробившись на мировую арену, целое поколение чрезвычайно талантливых и сильных российских борцов. Их участие в карелинских победах, кстати, трудно переоценить: на протяжении десяти с лишним лет выдающийся борец имел такой тренировочный спарринг, о каком его иностранные соперники могли только мечтать.
А вот Таймазов уехал. Причем не на Украину, под флагом которой много лет выступал его родной брат - олимпийский чемпион по тяжелой атлетике Тимур, а совершенно в другую страну. И можно только позавидовать прозорливости и профессионализму узбекских селекционеров (назовем их так), сумевших рассмотреть в 19-летнем победителе Всемирных юношеских игр 1998 года будущую мегазвезду.
Елена Вайцеховская "Спорт-Экспресс"